Суббота, 27.04.2024, 06:45 | Приветствую Вас Гость

Мой сайт

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ, КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
04.12.2014, 11:11

Нероев Андрей Васильевич,учитель  физической культуры,

МБОУ   СОШ № 6, г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ,

Крахмалев Александр Прокопьевич, заместитель директора МБОУ ДОД СЮТ г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ

 

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ, КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

  Актуальным  представляется тезис: «Здоровье ребенка – здоровье нации».   В период обучения в школе организм ребенка способен чутко реагировать как на   неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на благоприятные, оздоровляющие. И это время нельзя упустить, поскольку уровень здоровья формируется и окончательно складывается именно в школьные годы, при формировании универсальных учебных действий. В то же время доказано негативное влияние на здоровье школьников учебного процесса, особенно в ситуации инновационных технологий.

Большинство авторов под здоровьесберегающим уроком понимают   форму организации процесса обучения, которая позволяет соблюсти соответствие содержания и объема учебного материала, методов и форм учебно-познавательной деятельности возрастным и индивидуальным возможностям и способностям учащихся, сохраняет их умственную и физическую работоспособность, формирует валеологическую культуру, способствует реализации целей обучения, развития и воспитания здоровой личности.

   Все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни определяют здоровьеформирующие образовательные технологии.

   Здоровьеформирующее  содержание школьных уроков физической культуры возможно только в случае изменения профессионально-педагогического подхода, заключающегося в следующем: учитель должен осознать себя не столько «физруком» сколько педагогом, профессиональным качеством которого является доброе, бережное отношение к ребенку, его здоровью. Главным принципом его работы должна стать гуманная педагогика.

 Содержание образования включает в себя все виды человеческой деятельности от системы знаний о природе, обществе, способах деятельности до практических умений и навыков.   По нашему убеждению   такие  категории, как «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура здоровья», «индивидуальное развитие» должно широко использоваться учителями физической культуры.   

На данном занятии  рассматривается один из важнейших вопросов образовательной программы по физической культуре, связанный с целью формирования двигательных умений и навыков, двигательных способностей, функциональных возможностей организма  в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий в частности профилактике нарушений осанки.

Функция учителя состоит в управлении образовательно-воспитательной системой и помощи учащимся в их развивающей деятельности. 

     

Занятие представлено в соответствии с технологией    здоровьесбережения.  

Тема занятия: Гимнастика (профилактика нарушений осанки).

(8 классы)

Цель занятия –  сформировать  необходимые знания, умения, навыки по профилактике нарушений осанки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи занятия:

Образовательные:

1. Научить способам медико- педагогического контроля за осанкой.

2. Добиться правильного выполнения упражнений для профилактики нарушений осанки.

3. Дать теоретические знания о пользе выполнения профилактических упражнений и контроля за осанкой.

Оздоровительные:

1. Содействовать формированию правильной осанки и профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата

2. Развивать  у учащихся силу мышечного "корсета" туловища и гибкость позвоночника - качества, отличающие здорового, тренированного, закаленного и крепкого человека от физически ослабленного человека.

Воспитательные:

1. Формировать навыки согласованной работы при выполнении учебных заданий и заданий по контролю за осанкой.

2. Воспитывать трудолюбие и стремление выполнять работу в полном объеме  на уроке.

3. Формировать устойчивый интерес  к знаниям о своем здоровье, умениям сохранять его и убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, укреплять здоровье.

Инвентарь и оборудование: гимнастические палки, гимнастические маты, резиновые ленты, секундомер, музыкальный центр с музыкальными записями на аудиокассете.  

Место проведения: спортивный зал МБОУ СОШ № 6.

Продолжительность занятия: 45 минут.

  4.  Конспект занятия (в сокращении).  Продолжительность занятия: 45 минут.

1. Подготовительная часть (12 минут). Решаются задачи:

  • Создание психологической атмосферы к занятию. Организация действий учащихся по принятию цели урока.
  • Воспитание ценностного отношения  к развитию координационных способностей. 
  • Проведение разминки (разминка предусматривает подготовку мышц,  опорно-двигательного аппарата, вегето-сосудистых и др. систем  организма к основной части урока).

Таблица 1

Извлечение из конспекта урока

Основные задачи

Содержание деятельности

Время

Организационно методические указания

2. Основная часть (25 минут)

1

2

3

4

Формировать навыки самостоятельной работы в роли руководителя тестирования и сознательного отношения к теме урока.

Медико-педагогический контроль за осанкой.

 

 

 

 

Тестирование силовой выносливости.

"Рыбка"-упр-е для оценки силовой выносливости мышц спины: и.п.-лежа на животе, руки вытянуты вперед. Приподнять руки, ноги и голову. Удерживать это положение до усталости.

26-28сек - хорошо.

22-24сек - удовлетворительно.

17-19сек - плохо.

"Уголок"-лежа для оценки силовой выносливости мышц живота: и.п.-лежа на спине, руки под головой, локти у поясницы прижаты к полу. Поднять прямые ноги вверх под углом 45˚и удеживать до усталости.

35-37сек - хорошо.

31-33сек - удовлетворительно.

27-29сек - плохо.

Оценка силовой выносливости мышц шеи: и.п.-лежа на спине, руки лежат на животе. Приподнять голову от пола на 4-5 см и удерживать до усталости.

55-57сек - хорошо.

51-53сек - удовлетворительно.

47-49сек - плохо.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

Сообщить о коррекции нарушений осанки методами физической реабилитации после обязательного тестирования силовой выносливости мышц.

 

 

 

 

Руки в локтях не сгибать, голова между рук, носки ног тянуть. Зафиксировать время каждого в секундах.

 

 

 

 

 

 

Колени не сгибать, носки ног тянуть от себя.

Зафиксировать время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подбородок прижат к груди. Зафиксировать время.

1

2

3

4

Способствовать активному воспитанию двигательных качеств, готовить к освоению более сложных движений и упражнений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повысить интерес занимающихся к занятиям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствовать функциональные возможности организма

 

 

Аэробная часть.

Упражнения с резиновой лентой.

И.п.-о.с.:

1- правую в сторону- выпад на левую;

2-и.п.;

3-левую в сторону-выпад на правую;

4-и.п.;

5-16-повторить то же;

17-правую в сторону выпад на левую;

18-правую за левую;

19-правую в сторону выпад на левую;

20-и.п.;

21-24-то же, что 17-20-левой ногой;

25-32-то же, что 17-24;

33-правую в сторону в положение "плие", правую руку вперед;

34-и.п.;

35-36-то же, что 33-34-левой ногой и рукой;

37-48-то же, что 33-36;

49-правую отвести назад, руки дугами вверх прогнуться;

50-и.п.;

51-52-то же, что 49-50-левой ногой;

53-64-то же, 49-52;

65-выпад на правую вперед, левую руку вперед;

66-и.п.;

67-68-то же, что 65-66- выпад на левую ногу вперед, правую руку вперед;

69-80-то же, что 65-68;

69-мах правой в сторону, руки в стороны;

70-ноги врозь, руки вниз;

71-72-то же другой ногой;

73-84-повторить 69-72;

85-стойка на левой, правую согнуть вперед, руки вверх;

86-и.п.;

87-88-то же другой ногой;

89-100-повторить 85-88.

9 мин

Комплекс выполняется с резиновой лентой связанной в кольцо под ритмичную музыку. ЧСС 120-130 уд в мин. При выполнении упражнений следить за осанкой, подбородок высоко. Комплекс выполнять "легко" с улыбкой и хорошим настроением.  Вес тела равномерно на обе ноги.

 

 

 

 

 

Подняться на носок, смотреть прямо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мах ногой до горизонтали руки прямые паралелельно полу, плечи не поднимать, носок тянуть

1

2

3

4

Повышать гибкость и эластичность мышц.

 

 

 

Упр-ния на растягивание передней и задней поверхности бедра.

2 мин

Выполнять движения мягко и плавно, без резких движений с максимальным расслаблением растягиваемых мышц

Укреплять мышечный "корсет" туловища.

 

 

 

 

 

 

 

 

Укреплять боковые мышцы туловища.

 

 

 

 

 

 

Способствовать укреплению мышц спины и ягодичных мышц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Укреплять мышцы живота, совершенствовать брюшное дыхание.

Силовая подготовка

И.п.-стойка на коленях, руки к плечам:

1-сед на пятки вправо, правая рука вверх;

2-и.п.;

3-сед на пятки влево, левая рука вверх;

4-и.п.

 

И.п.-лежа на животе:

1-отведение левой ноги назад;

2-и.п.;

3-отведение правой ноги назад;

4-и.п.

 

И.п.-лежа на животе прогнувшись:

1-наклон влево правая рука вверх;

2-и.п.;

3-4-то же в другую сторону.

 

И.п.-лежа на спине, ноги согнуты, локти на полу:

1-поднять таз;

2-3-держать;

4-и.п.

 

И.п.- И.п.-лежа на спине, ноги согнуты врозь, локти на полу:

1-поднять таз, колени свести;

2-3-держать;

4-и.п.

 

И.п.-лежа на спине:

1-согнуть ноги поднять туловище, руки вперед;

2-и.п;

3-4-то же.

 

9 мин

8 раз

 

 

 

 

 

 

 

 

8 раз

 

 

 

 

 

 

 

8 раз

 

 

 

 

 

 

8 раз

 

 

 

 

 

6 раз

 

 

 

 

 

 

6 раз

 

 

 

 

 

 

 

 

Голень от пола не отрывать, ноги вместе, следить за правильным наклоном

 

 

 

Руки на полу согнуты в локтях вдоль туловища, нога прямая

 

 

 

 

 

Ноги назад не отводить, рука дугой ч/з сторону вверх

 

 

 

 

При поднимании таза опора на стопы, локти и голову

 

 

 

При сведении коленей напрячь ягодичные мышцы, голову назад не запрокидывать

 

 

 

Поднимая туловище грудью коснуться бедер, стопы скользят по полу

 

 

 

1

2

3

4

 

И.п.-лежа на спине руки вверх:

1-2-поднять ноги с касанием ими пола за головой;

3-4-и.п.

 

И.п.-о.с.:

1-упор присев;

2-перекат назад стойка на лопатках (держать позу 3сек);

3-перекат вперед в упор присев;

4-встать,  и.п.

 

 

8 раз

 

 

 

 

 

 

8 раз

 

 

 

Дыхание ровное, ноги прямые.

 

 

 

 

 

 

При перекатах обратить внимание на группировку.

3. Заключительная часть (5 минут)

Способствовать восстановлению после полученной физической нагрузки.

 

Формировать умения и навыки достижения состояния реалаксации.

 

Устранение психического напряжения (эффект успокоения), ослабление проявлений утомления (эффект восстановления), усиление психофизических реакций на словесное и образное воздействие (эффект программируемости).

Аутогенная тренировка.

И.п.-лежа на спине, руки вдоль туловища.

 

Формула А.Т.:

"Я спокоен, дыхание равномерное, мышцы лица расслабленные, руки тяжелые, ноги тяжелые, руки теплые, ноги теплые, живот теплый, сердце работает равномерно, лоб прохладен".

Формула выхода: " Я спокоен... Я совершенно спокоен... Я хорошо отдохнул... Все мое тело расслабилось.

Приятное ощущение во всем теле. У меня хорошее настроение ... Мое дыхание ритмичное и спокойное ... С каждым вдохом в меня вливается бодрость... Я улыбаюсь... Свежесть и бодрость наполняют меня... Я собран и внимателен... Я заряжен энергией... Вытягиваю

руки вперед... Сплетаю пальцы рук между собой... Подымаю их вверх над собой и одновременно делаю глубокий вдох... Открыть глаза! Выдох! Руки опустиь! Встать!

 

3 мин

Объяснить значимость А.Т. при снятии нервно мышечного напряжения, для преодоления стресса и депрессивных состояний.

Глаза закрыты,

полностью  расслабиться

1

2

3

4

Содействовать саморазвитию и самосовершенствованию занимающихся

 

 

 

Построение. Повторение темы и цели занятия.

Рефлексия. Подведение итогов, разбор ошибок, оценка деятельности  детей

 

Эмоциональная разгрузка

 

 

Домашнее задание

 

2 мин

Рассмотреть значимость, пользу и ценность выполненных упражнений для укрепления и сохранения здоровья.

"Поддержать" менее подготовленных.

 

Выполнять упражнения на ощущение правильной осанки

 

Особенности учебно-тренировочного  содержания учебного материала:

  • Знания о профилактике нарушений осанки как средство  здоровьесбережения.
  • Знания из аутогенной тренировки для расслабления организма и восстановления работоспособности.
  • Знания и умения комплекса упражнений для профилактики осанки.

Особенности применяемых методов обучения:

  •  Эвристическая беседа (при обсуждении цели урока и проведения рефлексии).
  • Исследовательский (для выявления силовой выносливости)
  • Репродуктивный (для освоения комплекса упражнений на основе правильного показа).
  • Практический (для включения в деятельность по освоению комплекса упражнений).
  • Самостоятельный (для отработки навыков по  профилактике осанки).

 

Особенности форм организации учебно-тренировочной деятельности:

  •  Фронтальная в сочетании с индивидуальной (при обсуждении цели урока и проведения рефлексии).
  • Фронтальная (при показе образцов выполнения упражнений).
  • Индивидуальная (при выполнении упражнений).

Для каждой конкретной задачи урока отбирались оптимальные учебно-тренировочные содержания, методы обучения и формы организации учебно-тренировочной деятельности. Это  способствовало эффективной реализации задач урока в рамках здоровьесберегающей технологии обучения.

 

  Литература

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
  2.   Гимнастика и методика преподавания : учеб. для вузов / В. М. Смолевский [и др.] : под. ред. В. М. Смолевского. – М. : Физкультура и спорт, 1987. – 336 с.
Категория: Мои файлы | Добавил: Ner
Просмотров: 519 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Мои файлы [9]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0